Конец для мопедистов? Подробный разбор нового законопроекта в Казахстане
16 апреля 2024
Ситуация с мопедистами, которые нередко носятся по улицам без соблюдения ПДД, давно беспокоит жителей крупных городов Казахстана. На сегодняшний день движение мопедов разрешено только по проезжей части дороги с использованием шлема. Однако сейчас в рамках законопроекта депутаты предлагают приравнять мопеды к механическим транспортным средствам с последующей их регистрацией.
Руководитель рабочей группы Екатерина Смышляева сообщила корреспонденту Tengri Auto, какие изменения ожидают водителей мопедов.
Согласно нововведениям, все мопеды будут подлежать государственной регистрации. К мопедам относятся транспортные средства с двух- или трехколесной конструкцией, оснащенные двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 кубов или электродвигателем, чья максимальная скорость не превышает 50 километров в час. Исключением являются велосипеды с подвесными двигателями, которые также используют мускульную силу велосипедиста для движения.
Ранее уже было пересмотрено движение мопедов по улично-дорожной сети. В частности, сегодня движение мопедов разрешено только по проезжей части дороги и с использованием шлема.
Будут ли устанавливаться номера на мопеды?
- Государственная регистрация предполагает выдачу государственных регистрационных номерных знаков. Над форматом с учетом особенностей конструкции мопедов сегодня работает Министерство внутренних дел. Думаю, что к моменту подписания Закона все подготовительные мероприятия уполномоченный орган завершит.
Какую категорию в правах получат мопедисты?
- Сейчас рассматривается идея присвоения мопедистам категории А1 по аналогии с правами на управление мотоциклами и другими аналогичными транспортными средствами. Однако различные варианты еще обсуждаются рабочей группой, в том числе с учетом международного опыта.
Так, в Азии самым популярным средством передвижения является мопед. В Таиланде, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Китае для управления мопедом необходимо получение водительских прав категории "А" (права на управление мотоциклом).
В Нидерландах для управления мопедом надо быть старше 16 лет и иметь водительские права категории "АМ", то есть отдельная категория. Если водитель имеет права на автомобиль или мотоцикл могут управлять мопедом по имеющемуся удостоверению, не открывая дополнительной категории.
В Испании также обязательнополучение водительских прав категории "АМ". В США требуется полная регистрация и водительские права.
В России требуются водительские права категории "М" (специальная категория для управления мопедами и скутерами до 50 кубических сантиметров).
Думаю, группа примет оптимальное решение до второго чтения.
Нужно ли мопедистам будет платить госпошлину за госномер и техпаспорт, и оплачивать утильсбор?
При первичной регистрации транспортного средства в Казахстане необходимо получить Сертификат о безопасности ТС (СБКТС), а также оплатить утилизационный сбор и сбор за первичную регистрацию, но владельцев мопедов это не коснется. Однако оплачивать госпошлину за техпаспорт и за госномер мопедисты будут наравне с водителями авто.
Как будет проходить экзамен на ПДД для мопедистов?
- Экзамен будет проводиться в обычном порядке, в таком же, что и у водителей других транспортных средств. Однако, учитывая текущие организационные проблемы со сдачей экзаменов, рабочей группой обсуждаются сроки введения требований, а также возможности по автоматическому присвоению категории А1 при наличии водительских прав других категорий у владельца мопеда. Но это пока только дискуссии. Какое будет выработано решение, мы сможем сообщить ко второму чтению законопроекта.
Сколько сейчас мопедов в Казахстане?
- На текущий момент из-за отсутствия обязательной регистрации точное количество мопедов в стране неизвестно. По данным неофициальных подсчетов, в стране используется более 50 000 мопедов, преимущественно в крупных городах и областных центрах.
Что касается процедуры регистрации, то, конечно, это процесс небыстрый. Во-первых, количество, во-вторых, те мопеды, которые уже завезены в страну и используются, могут быть без документов или с документами, содержащими недостоверные данные о мощности и модели. Ведь реализация не была никак регламентирована, к товару не предъявлялись требования. Фактически всю эту массу предстоит легализовать. Организационно это очень сложная задача, плюс вновь пребывающая техника. Это делает задачу регистрации еще более сложной, но если не принять меры сейчас, ситуация будет только ухудшаться.
Источник: https://tengriauto.kz/autonews/konets-mopedistov-podrobnyiy-razbor-novogo-zakonoproekta-532547/