Памир 2010 вторая часть
18 ноября 2010
Начало здесь: Первая часть
......Но при воспоминаниях об обратной Тавилдаринской дороге, Адри сразу нервно трясло, «Нет сказал Адри, -пусть меня лучше киргизы забьют палками, но обратно по этому аду я не поеду! И вообще у меня нога болит!» Решили так, я еду на родной Мургаб и «вишу» там запланированных два дня. Тем временем Адри набирается сил в Хороге и потом выдвигается ко мне и вместе едем через Киргизию домой.
7 мая. Хорог – Мургаб.
От Хорога до Мургаба 311 км. По сводкам дорога неплохая, по крайней мере рек и прочего водного негатива который достал за последние несколько дней нету. На всякий случай встал в пять утра и стартанул в 6.00. Адри встал тоже, помог вытолкать по узким тропкам между грядок груженный моцик из огорода Таира. Быстро выскочил из Хорога и снова встал на М41. Пока проезжал редкие кишлаки ландшафт не менялся.
Навстречу мне толпы детей по дороге весело шли в школу. Не знаю где именно находилась школа, но расстояния между кишлаками были многокилометровые.
Первые 100 км дорога была неплохая и не сильно извилистая, 100-ку в час можно было ехать, почти не сбрасывая.
Где-то через час начал проявляться Памир и его тяжелое дыхание. Отмечу, что Памир и Таджикистан разные понятия. Памир – это реально высокогорная малонаселенная восточная часть Таджикистана, а точнее Гороно-Бадахшанская область (ГБАО). Остальной же Таджикистан теплый и цветущий сад. Альтиметр на GPS показывал непрекращающийся набор высоты, растительности становилось все меньше, а горы становились все ярче.
Первый перевал Койтезе на этом пути трудно не заметить – асфальт резко обрывается, и гравийный серпантин, набирая высоту, круто уходит в гору.
На карте GiziMap верхняя точка перевала 4252. Где-то через полчаса подъема GPS показал мне 4221 метр – выше уже не было.
Памирский тракт. На перевале Коктезе.
В округе на горах лежал серый снег, на дороге местами тоже. Следующие несколько десятков километров высота ниже 4000 не опускалась, и дорога была сильно разбита, скорее даже не машинами и просто условиями нахождения. Потом снова пошел асфальт, местами сильно просевший - он был бугристый как американские горки, но при этом не разорвавшийся. Ехать по нему было забавно.
Спустившись с перевала до 3800 метров, вдруг обнаружил фантастический вид на Алиичурскую долину уже Мургабского района. Лично для меня, Памир – дикий, безжизненный, ветреный, таинственный и величественный - начинается отсюда.
Аличурская долина. Мургабский район.
"Каменный слон" не доезжая Мургаба.
Ветер дует сильными порывами. Мотас сильно кренится на ходу. Холодно. Ко всему, что на меня уже было надето, я решил добавить дождевик, чтоб не так сильно продувало. Оказалось совсем непросто – дождевик трепало ветром так что я не мог всунуть ни руки, ни ноги. Тогда я спустился с дороги и укрылся за грейдером и оделся. И тут я услышал резкий звук. Обернувшись, я увидел, что мой мотоцикл лежит. Я не поверил своим глазам. Мотоцикл сдуло!! Хотя я крепко утвердил его на подножке, сейчас эти 160 кг железа валялись на дороге! Вообще Памир это постоянный ветер. Ветер, сидя, ветер, стоя, ветер, лежа, ветер боком, ветер с пивом …ветер с соком…
Аличурская долина – красивейшее место. Здесь можно увидеть сотенные стада яков. А еще в придорожном кафе кишлака Аличур можно покушать вкусную жареную рыбу. Она тут водиться в небольшой речке. Но самое интересное - это необычайный оптический эффект когда едешь по долине. Кажется что все рядом: горы, яки, но едешь и едешь, а эта картина не сдвигается с места. А может это был мой глюк))
За всю дорогу мне не встретилась ни одна машина – вот такой тут трафик.
Сами горы тут вокруг уже невысокие по сравнению с Фанскими или Гиссарскими великанами, но само дорожное полотно лежит на высоте не ниже 3700 метров.
Я с нетерпением предвкушал встречу с Мургабом. И вот, наконец, он появился. Как будто никогда и никуда не исчезал из моей жизни. За три года изоляции здесь я знал каждый столб, каждый дом и каждый холм. Прошло 20 лет и ничего не изменилось. И уж тем более не изменились два преобладающих цвета: ярко-синее небо и рыже-желтая поверхность земли – одним словом, Марс.
Кишлак Мургаб на горизонте.
Река Мургаб.
При виде мургабских детишек я достал пакеты с игрушками и начал раздавать всем подряд. Поверьте, я совсем не просил их так наглядно позировать, но так получилось.
Флешбэки, флешбэки, флешбэки….Первым делом в кишлаке я подъехал к воротам погранотряда. Я во что бы то ни стало, хотел посмотреть дом, в котором я жил. Это кстати тоже входило в мои планы. Из КПП вышли пограничники, поздоровались. Один неплохо говорил по-русски. Я запросил встречи с начальником отряда. Он переговорил по рации и сказал следовать за ним. Я был в шоке, когда он подвел меня сразу к моему дому. Из дома вышел мужик в гражданке – «Махмут – начальник отряда, что хотели?» Начальник отряда размещался в моем доме! Я представился, назвал нужные пароли и причину своего визита. Учтивый Махмут сразу пригласил на обед, но я отказался, хотелось пока есть время съездить к озеру Зорколь, что на Таджиско-Китайской границе. «Тогда жду на ужин, это в обязон» - улыбнулся Махмут. Ок!
Пока меня провожали до КПП, внимательно осмотрелся. Когда то образцовый боевой отряд сейчас был в полном коллапсе. По ходу мой дом оказался из числа тех, в которых еще можно было жить. Очень надеюсь что все приведут в порядок.
Дом, в котором я жил.
Пустые офицерские дома
Пообедав в не плохой кишлачной кафешке дернул на Зор-Коль.
Кишлак Мургаб на фоне горы «Зеркалки»
По дороге к Зор-Колю.
Озеро Зор-Коль
Был сильно удивлен встрече с верблюдами. Они кажется тоже. Их никогда здесь не водилось.
Само озеро не особо интересовало меня, меня интересовала та самая пещера, в которой светится таинственный огонек, а я его когда-то реально видел. Есть даже местная легенда, повествующая о том, откуда взялся этот огонек:
"Когда-то давно здесь шел караван с золотом, караванщики узнали, что на них ночью нападут грабители. Они увидели пещеру которая была высоко на скале и решили спрятаться там, но что бы подняться к пещере они сделали своеобразную лестницу из убитых верблюдов сложив их друг на друга. Они поднялись туда с золотом и спрятались, а убитых верблюдов за ночь съели волки. Разбойники все же обнаружили караванщиков, но добраться до них не могли. Тогда они окружили их и стали ждать в надежде, что караванщики отдадут им золото в обмен на еду и воду. Но шло время, а от караванщиков тишина. Тогда разозленные разбойники убили своих верблюдов, сложили их друг на друга и поднялись в пещеру. Когда они зашли туда, в пещере не обнаружилось ни золота, ни людей. С тех пор загорается огонек – маякуя, что это мол все что осталось от караванщиков и их сокровищ".
Через некоторое время, я наконец обнаружил скалу и конечно же пещеру в ней, ошибиться я не мог, это была она, но к большому разочарованию там ничего не светилось.
Скала с пещерой.
В пещере нет никакого огонька.
Зато рядом приземлилась «гравицапа»
Расстроенный я решил продолжить путь и мотнуться в сторону китайской границы.
Кишлак Зор-Куль
Подъехав к кишлаку Зор-Куль я заметил надвигающуюся пыльную бурю. Ветер усиливался, пыль залетала сквозь шлем в глаза и уши …
Видео http://www.youtube.com/watch?v=950DNCJLzX0
Рядом стояла погранзастава и я пошел напроситься на убежище в чем мне не отказали, взяв меня сразу в оборот для проверки документов. В мрачном кабинете начальника заставы и его помощника у меня проверили документы и угостили горячим чаем. Поболтали, даже научил на гитаре их парочке гламурных «переборчиков». Молодые офицеры несли службу здесь уже третий год – безвылазно! И это в условиях схожими с жизнью на Марсе т.е непонятно есть она или нет.. эта жизнь. Моему теперь уже избалованному сознанию такое обитание даже не укладывалось в голове. Но есть свои плюсы, зарплата здесь с надбавкой за высокогорье $400. Для лейтенантов в Таджикистане это неплохо и стаж идет год за три – спасибо суровым условиям.
Буря потихоньку сбавила обороты и надо было возвращаться в Мургаб пока не началось что-нибудь еще. По дороге обратно еще раз взглянул на пещеру и ОПА!! Я чуть не упал с мотаса вылетев из колеи. Небесная радость!!! Таинственный огонь блеснул. Я быстро сделал несколько снимков и проверил сразу на мониторе камеры – не глючит ли меня от высокогорья? Он светился.
Здесь на обзорной фотке его не видно.
зум камеры смог зафиксировать свечение
Я не стал задерживаться и поехал – погода начинала хмуриться.
На обратной дороге в Мургаб.
Ветер снова стал усиливаться поднимая с земли не только пыль но и маленькие камешки – было слышно как они стучат по шлему.
Видео http://www.youtube.com/watch?v=v09q0Up5mAY
Когда подъехал к Мургабу ветер улетучился, и погода снова стала ясной.