Шаг с асфальта
19 января 2009
Всё больше «асфальтовых» мотоциклистов садится на внедорожные мотоциклы. При этом многие ошибочно полагают, что уже имеющихся навыков им хватит в любой жизненной ситуации. Но бездорожье живёт по своим законам. В рамках одной статьи осветить их невозможно. Этот мастер-класс для тех, кто впервые решил примерить на себя шкуру эндуриста.
Мотоцикл, ощетинившийся грунтозацепами, стоит на месте дорожного родственника или рядом с ним. Но прежде чем прыгать в седло и мчаться покорять бездорожье, нужно немного времени посвятить подготовке мотоцикла.
Первым делом стоит отрегулировать органы управления. Поставив мотоцикл на подставку, нужно на нём посидеть, постоять и посмотреть, насколько удобно нажимать и крутить рычаги и ручки как в сидячем, так и в стоячем положении. Особо следует обратить внимание на свободный ход рычага сцепления: он должен составлять 10–20 мм. Натянутый трос быстро убьёт диски. Лапка переключения передач, напротив, не должна болтаться, иначе в ближайшем будущем придётся менять вал.
Неплохо было бы заняться регулировкой подвески, если она, конечно, регулируется. Тонкую настройку быстрого сжатия заднего амортизатора и прочие умные слова можете забыть: грамотно отрегулировать подвеску в России может считанное количество специалистов, а накрученные «от вольного» винты могут сделать мотоцикл неуправляемым и непредсказуемым. Чтобы в первые минуты поездки не узнать на собственном опыте значение жаргонизмов «крестит», «пробивает» и «переставляет», следует установить заводские настройки, чаще всего представляющие собой «золотую середину». Особенно это актуально, если вы купили бывший в употреблении мотоцикл, хозяин которого, с большой долей вероятности, что-то пытался «улучшить». Да и новая техника далеко не всегда настроена по рекомендациям производителя: сборщики – люди не самые аккуратные и обязательные. Поэтому, раздобыв нужные данные в руководстве по эксплуатации или, за неимением такового, в интернете, отвёрткой и гаечным ключом за пять минут приводим подвеску в нормальное состояние. После этого нужно прокатиться неподалёку от гаража и проверить, всё ли работает нормально, нет ли посторонних шумов и не откручиваются ли какие-нибудь важные детали.
Универсальные покрышки обычно плохо держат как на дороге, так и на бездорожье. Особенно если ваш дедушка на них в Великую Отечественную прошёл на трофейном BMW от Москвы до Берлина. Так что, если вы всерьёз собираетесь ездить по бездорожью, придётся разориться и обзавестись кроссовой или спортивной эндурной резиной. Жёсткие покрышки хуже держат грунт, но дольше служат.
Багаж
Следующим этапом будет подготовка набора необходимых в поездке вещей. Конечно, кто-то может посчитать жизненно важным мангал, надувной матрас и ноутбук. Но внедорожные мотоциклы обычно уступают по количеству места для багажа Hоnda Gold Wing, а чаще всего и вовсе обходятся без кофров, бардачков и даже минимальных подседельных ёмкостей. Кроме того, даже если есть возможность навьючить большое количество поклажи, получить удовольствие от поездки вряд ли удастся из-за возросшего веса и изменившейся развесовки мотоцикла.
Самым необходимым устройством в поездке является мобильный телефон. На эндуро обычно забираются в такую даль, где живого человека днём с огнём не сыскать. Очень обидно лежать со сломанной ногой посреди поля и надеяться, что какой-нибудь деревенский пастух решит погнать мимо вас коров на водопой. Так что «мобила» может стать единственным связующим звеном с цивилизованным миром, особенно если вы катаетесь в одиночестве. Но даже во время групповой поездки товарищи могут заметить ваше отсутствие только километров через 30. Конечно, инкрустированный бриллиантами Vertu или коммуникатор последней модели лучше оставить дома, а с собой взять что-нибудь попроще, желательно защищённое от пыли, влаги и ударов.
Мотоцикл имеет свойство ломаться, особенно при падении. Причём чаще всего из строя выходит какая-то мелочь, без которой ехать дальше никак не удаётся, а эвакуатор категорически оказывается приезжать на 35-й километр кабаньей тропы богом забытого лесного массива. Поэтому стоит прихватить набор инструментов. Необходимый и, как правило, достаточный минимум – ключи на 8, 10, 12 и 14, шлицевая и крестовая отвёртки, маленькие пассатижи. К ним же стоит положить небольшой моток проволоки и изоленту. Кроссовые мотоциклы, особенно двухтактные, часто «убивают» свечи. Так что есть смысл добавить запасную и свечной ключ в набор эндуриста. Туда же стоит засунуть 1000–2000 рублей мелкими купюрами. Никто не знает, что может произойти в дороге: кончится бензин, сломается мотоцикл и понадобится эвакуация или просто вам захочется перекусить и попить газировки.
Весь этот набор много места не займёт, но расположить его нужно с умом. Немало рёбер было сломано мобильными телефонами, лежащими в нагрудном кармане куртки. Чтобы не стать жертвой собственного багажа, надо засунуть его в карман, в котором багаж минимально пострадает при падении и не нанесёт вам серьёзного вреда. И, конечно, стоит упаковать вещи так, чтобы они не торчали во все стороны острыми углами. Если погода жаркая, и вы планируете выехать в майке, с карманами возникнет проблема. Лично я в таких случаях использую сумку-пояс. Она, в отличие от рюкзака, не сковывает движений, не болтается и не мешает притоку воздуха к спине.
С асфальтовыми участками нужно быть особо аккуратным владельцам кроссовых мотоциклов и спортивных эндуро типа Yamaha WR450. Эта техника не рассчитана на асфальтовые режимы езды. Кроме того, на высшей передаче может не быть установлен ограничитель оборотов, о чём пилот узнает по характерному стуку, раздающемуся из двигателя. Цена такой поездки может составлять несколько тысяч долларов. Так что длительных асфальтовых перегонов лучше избегать, и даже на небольшие расстояния не ехать с полным «газом». Обладатель же сертифицированного для дорог общего пользования мотоцикла вполне может уехать по шоссе за пару сотен километров и там забраться в лес. Если, конечно, покрышки не жалко.
Съезжая с асфальта, можете сразу забыть о том, что ваш водительский стаж приближается к десяти годам, слайдеры на ваших коленях живут не больше недели, а литровый «фаер» вы называете чахоткой за то, что у него на шесть лошадиных сил меньше, чем у «джиксера». Сегодня вы будете полным чайником, причём чем раньше вы это поймёте, тем больше шансов у вас будет вернуться домой целым и невредимым.
Сидя или стоя?
Наверняка вы видели по телевизору эндуристов, раллистов и кроссменов, большую часть времени едущих, стоя на подножках. Только вряд ли вы задумывались, сколько времени они уделяют тренировкам. И если навыки и физические кондиции этих людей позволяют им проезжать в стойке 500-километровые пустынные спецучастки, то у новичка ноги начнут подгибаться уже через 10 минут, и после этого сил оторвать пятую точку от сиденья не будет даже в тех местах, где это жизненно необходимо (об этом ниже). Поэтому на ровных участках вполне можно сесть. Но постоянно нужно быть начеку: стоит только показаться неровностям, как вы уже должны стоять на подножках, чуть согнув ноги и приготовившись помочь подвеске отработать удары. При этом мотоцикл не должен болтаться и жить своей жизнью. Стопы, голени и колени постоянно держат его за бока.
Главное отличие внедорожного мотоцикла состоит в том, что, благодаря малому весу и специфической геометрии, на его поведение радикально влияет положение тела пилота. Влияние это настолько велико, что стоит принять неправильную позу, как аппарат начинает ехать совсем не так, как этого бы хотелось. При равномерной езде по ровной дороге сидеть или стоять нужно по центру мотоцикла. Чтобы избежать подъёма переднего колеса при интенсивном разгоне или езде в гору, пилот смещается вперёд, располагая пятую точку над или на баке. Нужно помнить, что в этой ситуации заднее колесо разгружается и намного легче срывается в скольжение. Если требуется разгрузить или поднять переднее колесо, используется «оттяжка», перенос веса назад. В этом случае задница висит над задним крылом или сидит на нём. Эта же поза используется при интенсивном торможении и для улучшения сцепления заднего колеса с поверхностью.
Главный орган управления на бездорожье – ручка «газа». Зачастую в самых безвыходных ситуациях, когда столкновение с препятствием неизбежно, приходится не закрывать её, а, наоборот, откручивать по полной. Тогда передняя подвеска разгружается, колесо отрывается от земли, и мотоцикл безболезненно пролетает яму, колею, бревно. На торможении же длинноходная передняя вилка «складывается», и неровности жёстко бьют по рукам водителя.
Впрочем, с «газом» нужно обращаться уважительно, особенно на мощных и лёгких спортивных аппаратах. «Закозлить» или сорвать колесо в букс на них можно без особого труда. Следите и за скоростью. Темп должен быть таким, чтобы водитель не ощущал психологического дискомфорта и мог адекватно отреагировать на изменение дорожной ситуации. Если дорога не просматривается, нужно замедлиться до такой степени, чтобы гарантированно избежать столкновения с неожиданно появившимся препятствием. Одним словом, торопиться не надо. Особенно в первой поездке.
Если «шоссейник» вкапывается в асфальт без особых проблем, то эндуро, особенно на скользком грунте, больше скользит, чем тормозит. Намертво блокировать колёса, особенно переднее, не рекомендуется: во-первых, торможение будет малоэффективным, во-вторых, от скольжения до падения – один шаг, особенно у новичка. Выход – прерывистое торможение на грани блокировки.
Наверняка все видели, как кроссмены проходят повороты с выставленной внутрь ногой. Такая техника позволяет в случае опасного сноса колёс оттолкнуться и поднять мотоцикл. Но на эндуро ногу выставлять нужно аккуратно. Автор этих строк один раз не заметил заросший травой пень и на полном ходу воткнулся в него носком. К счастью, нога была расслаблена, и просто ушла назад. Но нормально ходить я потом не мог две недели.
В скользких поворотах нужно искать упор. Им может служить бруствер на краю дороги или небольшая колея. Упёршись в неё колёсами, можно избежать соскальзывания. Техника свешивания, используемая на асфальте, здесь неприменима. Водитель должен сидеть перпендикулярно земле, чтобы иметь возможность экстренно поднять мотоцикл из наклона. Перед входом в поворот уже на наклоняющемся мотоцикле нужно привстать и сесть на ребро сиденья.
Полёты наяву
На асфальте вы могли ни разу не упасть в течение одного, двух и даже пяти сезонов. На бездорожье падения неизбежны. За одну поездку вы можете побывать на земле столько раз, сколько не падали за всю свою мотоциклетную карьеру. Вы будете скользить на боку, опрокидываться назад, взлетать в воздух и с высоты наблюдать, как где-то внизу кувыркается мотоцикл. Через какое-то время вы научитесь группироваться, перестанете бояться и станете даже получать от падений труднообъяснимое удовольствие. А пока вы судорожно вцепились в неуправляемый мотоцикл, и в голове теплится надежда: «Может, пронесёт…».
Не пронесло. Вы лежите с закрытыми глазами и тестируете организм: «Пальцы целы, руки и ноги на месте…». Мотоцикл где-то ревёт работающим двигателем. Самое время вскочить и заглушить его: пока вы отдыхаете, масляное голодание может нанести мотору непоправимый урон. Даже если голова гудит, а тело плохо слушается, желательно доползти и нажать красную кнопку. Ведь, когда вы придёте в себя, выбираться в седле будет намного приятнее, чем толкать мотоцикл с заклинившим двигателем. Если есть силы, желательно поднять аппарат, пока бензин не залился туда, где ему быть не полагается.
Впрочем, иногда падения заканчиваются совсем неприятно. Именно поэтому категорически не рекомендуется выбираться на бездорожье в одиночестве. Или, в крайнем случае, сообщать друзьям или родственникам свой маршрут и назначить время контрольного звонка. Если отряд не заметил потери бойца, и группа умчалась вперёд, не нужно, подобно Мересьеву, ползти через чащу по направлению к дому. Далеко не уползёте, а товарищи, рано или поздно заметившие ваше отсутствие, вернутся назад и будут долго материться возле брошенного мотоцикла.
Поросята и дети цветов
Почему-то у непосвящённых бездорожье обязательно ассоциируется с грязью, а эндуристы – с человекоподобными поросятами, получающими удовольствие только тогда, когда с головой залезут в мутную лужу. На самом деле любой здравомыслящий мотоциклист грязевых ванн старается избегать. Даже спортсмены редко тренируются во время или после дождя.
Во-первых, в грязи цепь, звёздочки и тормозные колодки могут износиться за одну поездку, а мотоцикл очень быстро потеряет товарный вид. Во-вторых, ехать в мокрой форме, грязных очках и хлюпающих ботах – удовольствие ниже среднего. В-третьих, грязь налипает на мотоцикл, добавляя к его весу до 10 килограммов. В-четвёртых, можно серьёзно застрять даже в небольшой с виду луже. Один мой знакомый утром в лесу решил проехать грязевой участок длиной в пару метров. Мотоцикл закопался по ступицы и ни в какую не хотел выдёргиваться. Несколько часов подручными средствами товарищ безуспешно пытался откопать колёса. Пришлось идти в деревню за трактором. Порвав несколько тросов и изуродовав мотоцикл, они всё-таки освободили его из плена. К этому времени уже стемнело. История знает случаи, когда, въехав в небольшую лужу, эндурист с головой нырял в навозную яму.
Так что лучший способ пройти грязь – объехать её стороной. Если же пути объезда нет, нужно сбросить скорость и на первой или второй передаче на средних оборотах проскочить участок, оттянувшись назад. Ни в коем случае не нужно сбрасывать «газ» или травить сцеплением, скорость должна медленно нарастать. Если мотоцикл остановился и начал буксовать, немедленно глушите его. Лучше перетащить аппарат на сухое место, пока он не успел как следует закопаться, чем делать то же самое, когда из чачи торчит только руль. Когда вы, наконец, окажетесь на сухой дороге, будьте осторожны: велика вероятность того, что протекторы забились, и сцепление с дорогой ухудшилось.
Другая коварная поверхность – глубокий песок. Проезжать его нужно, строго стоя на подножках. Центр тяжести смещён назад, ноги крепко сжимают бока мотоцикла. При этом чем выше скорость, тем спокойнее ведёт себя байк. Повороты в песке – особая тема. Ни в коем случае нельзя поворачивать рулём: переднее колесо неизбежно закапывается, и водитель красиво летит через руль. Направление нужно менять за счёт наклона мотоцикла и открытия «газа».
Велик соблазн прохватить по заросшей травкой и цветочками лужайке. Впрочем, из состояния единения с природой вас может моментально вывести канава, бревно, камень или борона, потерянная пьяным трактористом. Так что, если всё-таки вы решили проехать по траве, встаньте и будьте готовы к тому, что в ней могут прятаться какие угодно препятствия. После дождя ко всему вышеперечисленному добавляется ещё одна неприятность. Мокрая растительность представляет собой очень скользкую поверхность, на которой неожиданно может уехать вбок любое колесо.
В лесу, помимо леших и лесников с берданками, есть не менее опасные препятствия. Прежде всего, остерегаться нужно корней. Помните, как ведёт себя шоссейный мотоцикл на трамвайных рельсах, особенно после дождя? Примерно то же самое происходит при наезде на корень, который, в отличие от рельсы, далеко не всегда одинаково широкий, прямой и заметный. Метод проезда тот же: под прямым углом. На дорогу часто свисают ветки. Если они как следует не просматриваются, не нужно раздвигать их на ходу головой: между чахлых побегов вполне может прятаться толстенный сук, и вам потом придётся долго вспоминать, кто и зачем вдруг погасил в лесу свет.
Afterparty
Вернувшись из поездки, хочется расслабиться. Болят мышцы, в голове – сплошной позитив. Но если вы не обзавелись персональным механиком, с отдыхом придётся подождать. Мотоцикл нужно тщательно вымыть, осмотреть на наличие повреждений и раскручивающихся болтов, смазать цепь, проверить состояние воздушного фильтра. Иначе перед следующей поездкой засохшая грязь намертво прилипнет, а цепь заржавеет. И только после таких процедур можно идти рассказывать «асфальтовым» друзьям, что они потеряли в этой жизни.
текст: Николай Богомолов МотоРевю 2006