Live2Ride.KZ

Караван-1996г

зарегистрированных: 0, скрытых: 0 и гостей: 0
Зарегистрированные пользователи: Нет
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Live2Ride.KZ -> Мототуризм
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
MadMax.kz
Сусанин
цитировать



Зарегистрирован: 19.04.2008
Сообщения: 962
Откуда: Дикий Запад Казахстана
Марка мото:
временно пешеход...

СообщениеДобавлено: 5, 5, 2008, 1:44    Заголовок сообщения: Караван-1996г Ответить с цитатой



КАРАВАН ИДЕТ ПО МАНГЫШЛАКУ*

Иван Ксенофонтов. (опубликовано в журнале «Спортивный туризм».)

В 1996 году взоры многих моторизованных искателей приключений так или иначе были прикованы к приключенческому рейду "Караван-96", проводимому в рамках Чемпионата России по мототуризму Туристско-спортивным Союзом России совместно с журналом "Мото".

* * *

КАРАВАН ТРОГАЕТСЯ В ПУТЬ

В начале августа к Гурьеву, условленному месту встречи, под'езжают пропыленные мототуристы из разных концов России: Москвы, Самары, Челябинска, Ирбита, Перьми, Ижевска и Новосибирска. Всего собирается 18 мотоциклистов и пятеро - на двух автомобилях. Среди них едут также профессиональный видеооператор Александр Машталир и корреспондент журнала "Красота" Екатерина Жирицкая. Из приглашенных иностранцев, а их собиралось приехать пять человек, никому не удалось получить российскую визу.

Казахский город Гурьев расположен недалеко от южной границы России, он равноудален от Европы и Сибири. В древности сюда сходились шелковые караванные пути из Средней Азии в Европу, по одному из которых мы собираемся проехать.

Вскоре за Гурьевым начинается категорийная часть маршрута (к слову, до ее начала многие уже "наматали" изрядное число километров: только самый близкий участник проехал около 1000 км). Прощаемся с асфальтированной трассой и уходим вправо в степи, ближе к Каспийскому морю. Отрабатываем в этих, еще не сложных и не совсем безлюдных местах, работу с картой и прибором спутниковой навигации "Garmin GPS-38", а так же тактику группового движения. Ведь по пустыне не столько трудно проехать, сколько сложно не потеряться. Отсутствие раций заставляет следить за каждым, и если один человек останавливается, постепенно встают все. А поломки и потери багажа, особенно в первые дни, следуют одна за другой. Шутим: "сколько надо иметь человек в группе, чтобы она не могла двигаться вообще?" Поэтому делимся на три автономные группы поменьше - московская, новосибирская и сборная, включающая всех остальных. И все равно, темпы остаются низкими.



В АМЕРИКАНСКОЙ ЗОНЕ

На второй день сталкиваемся с еще одной проблемой, которую здесь не планировали - с отсутствием бензина. Оказывается, местное месторождение "Тенгиз", а с ним все близлежащие территории, взяла в аренду на 50 лет американская компания "Шевроил". Работающие в ней и просто проживающие на территории, получают по пластиковым картам питание и горючее, но продавать ничего не имеют право. Приходится идти в правление компании и там добиваться права на заправку. Непривычно после пыли и жары казахских степей оказаться в современном офисе с кондиционерами, компьютерами и сотрудниками в галстуках. Нам оформляют наряд и на следующее утро получаем двести литров желанной жидкости по цене всего 30 центов за литр.

А на дороге кипит жизнь. Привычные "Икарусы" перемежаются огромными американскими школьными автобусами, шелестя шинами проезжают джипы "Шэвроле" с надписями "SECURITY" на дверцах. Вокруг буквально роятся автомобили с ребятами из службы безопасности "Альфа", которые сквозь черные очки подозрительно нас оглядывают. На дороге поражают прямоугольные американские знаки и пост ГАИ, переименованный в "CHECK POINT".



ВСТУПЛЕНИЕ НА МАНГЫШЛАК

Сарыкамыс - последний населенный пункт, показанный в "Атласе". Дальше асфальтовая дорога, пропетляв сотню километров среди безжизненных песков, обрывается, так никуда и не дойдя. Решаем, в целях экономии продуктов и бензина не ехать по наезженным колеям к железной дороге и потом вдоль нее, а срезать угол по пескам. Имея навигатор и научившись им работать в первые дни, мы безбоязненно делаем это. Путь довольно сильно изрыт колесами многих поколений фур, прорывающихся кратчайшим путем из Средней Азии в Европу. Через каждый десяток километров встречается зимник с полуразрушенными загонами для скота, и дорога петляет по песку от одного строения к другому. Местами пески довольно рыхлые, мотоциклы так и норовят сбросить ездоком, а машины - застрять. Однако, постепенно приходит навык и падения случаются все реже и реже.

В пустыне, где нет рек, озер и каких-то выдающихся природных об'ектов, а самое главное - людей, выбор места для ночлега незатруднителен. Ставим лагерь прямо у дороги, а утром, собирая палатки, обнаруживаем под ними целую коллекцию местной фауны: фаланги, скорпионы разных видов, большие жуки, ящерицы.

Через два дня, проехав триста километров и не встретив ни одной машины, попадаем в Бейнео - райцентр и крупный железнодорожный узел, где начинается сеть асфальтированных дорог Мангышлака.



ЗНАКОМСТВО С КАСПИЕМ

У поселка Сай-Утес на карте показана дорога через сор Кайдак, по которой мы планировали попасть к берегу Каспия. Однако уровень моря поднялся на несколько метров, под водой оказалась не только дорога и линия электропередач, связывающие целый прибрежный район с центром полуострова. Приходится следовать по запасному маршруту прямо в Форт Шевченко на полуострове Тюб-Караган. На нем еще при царе было основано укрепление Новопетровское, где позже находился в ссылке Тарас Шевченко.

Устраиваем запланированную дневку в живописном местечке Тамшалы на берегу моря, рядом с развалинами большого рыбацкого поселка. Дел хватает: осмотр техники, стирка, купание и отдых. Ведь впереди самый сложный участок маршрута – первопрохождение на мотоциклах через плато Устюрт.

На десятый день пути проезжаем последние асфальтовые триста пятьдесят километров через Мангышлак, заехав по пути в Шевченко и самую глубокую точку бывшего СССР - впадину Каргие, где дорога спускается до отметки 132 метра ниже уровня моря.



ОПЫЛЕННЫЕ УСТЮРТОМ

Плато Устюрт занимает огромную площадь - около 200 кв. км. и представляет колоссальный мало обжитой массив. Количество осадков в год ничтожно, нет ни одной реки или озерка. Даже известная песчаная пустыня Каракум, граничащая с Устюртом с юга, выглядит по сравнению с плато освоенной и оживленной. Особенно уныло выглядит местность в середине лета: нет ни животных, ни травы, ни людей, ни даже земли - одна твердь небесная да голая, растрескавшаяся на солнце глина.

У нас впереди до Хорезмского оазиса около пятисот километров без единого жилья. Никто из мотоциклистов здесь еще не ездил, и вообще эта, так называемая Южная устюртская дорога, считается самой неопределенной. Только в Сенеке, последнем ауле, связанным с дорожной сетью Мангышлака, узнаем, что через плато иногда ходят караваны большегрузных машин с фруктами из Каракалпакии.

Хотя участвуют в "Караване" только опытные мототуристы, пустынный опыт имеют лишь пятеро. Вначале многие надеялись проскочить эти пять сотен за два дня и оказаться в обильной фруктами Средней Азии. Но жизнь и тут вносит свои коррективы: сто километров в день, как мы ни упираемся, оказываются почти недостижимым рубежом и к людям мы выходим лишь на пятый день.

Если, благодаря навигатору, с ориентированием нет проблем, то от заполненных пылью колей никуда не деться. Образуется этот так называемый пухляк вследствие прохождения нескольких машин по одной колее. Водители, в поисках лучших условий, начинают пробивать новые колеи и в результате создаются обширные площади пухляка, где ничто уже не может расти. Пухляк коварнее песка: под толстым слоем пыли часто скрываются опасные ловушки, приходится снижать и без того малую скорость.

На третий день езды по плато пересекаем незримую границу Казахстана и Узбекистана, но ничто на местности не изменяется, разве что чаще появляются такыры - огромные, до нескольких километров в поперечнике, гладкие и лишенные какой-либо растительности глинистые пространства. На них можно расслабиться и разогнаться, но, к сожалению, встречаются такыры нечасто.

Значительную часть времени отнимает добыча воды. Приходится по крайней мере раз в день сворачивать с наезженной дороги и искать колодец. Это становится возможным только благодаря подробной военной карте и спутниковому навигатору "Garmin". Однако найти колодец - это только пол-дела, нужно еще достать воду. А чем дальше мы продвигаемся на восток, тем

глубже залегает вода. Если в первые дни хватало пятнадцатиметровой веревки, то после третьего дня пути глубина стала превышать 35 метров и приходится пустить в ход все гибкое, включая буксирные фалы и багажные ремни. Сами колодцы сложены из аккуратно выдолбленных каменных колец, слегка расширяющиеся книзу. Строили их несколько веков назад, у каждого колодца есть свое имя и обычно неподалеку расположены обветренные камни древних захоронений.



В БЛАГОДАТНОМ ХОРЕЗМЕ

И вот настал долгожданный день, когда мы добрались до зеленеющей долины Туркменистана, уже третьей страны в нашем путешествии. Долго смываем пыль Устюрта голубой амударьинской водой, протекающей по одному из множества каналов, а затем наслаждаемся овощами и фруктами. Хотя цены здесь и без того немыслимо низкие (дыня средних размеров, например, стоит 300...500 рублей), гостеприимные туркмены угощают бесплатно и приглашают в дом. Совсем недалеко от спуска с плато расположен древний Куня-Ургенч с памятниками 13-14 века. Город, стоящий на 42-ой параллели является самой южной точкой нашего маршрута, отсюда начинается обратный путь на север.

Главным недостатком азиатских оазисов является их перенаселенность, поэтому путешественнику трудно бывает найти место для палатки. Мы рассчитывали проскочить цивилизацию за один день и к ночи выбраться на безлюдие Устюрта, но не получилось: сумерки застигают нас на окраине узбекского города Ходжейли. Неожиданно находится решение - поставить палатки прямо у стен древнего городища рядом с археологическим лагерем. Комплексу Мездакхан, возле которого мы расположились, около 2,5 тысяч лет. В двух шагах от него расположилось кладбище, одно из древнейших в Средней Азии и действующее до сих пор. Камни с зарастрийскими письменами, развалины медресе и усыпальниц, подземная мечеть с мощами - это лишь часть того, что мы увидели.

От Ходжейли по хорошему асфальту быстро достигаем Кунграда, последнего города, где мы опять прощаемся с цивилизацией. Впереди у нас второй сложный участок маршрута - по следам караванного пути вдоль западного берега Аральского моря.



АРАЛ - МОРЕ СИНЕЕ

Дорога, по которой мы следуем, идет вдоль береговой линии, а та в свою очередь совпадает с краем крутого обрыва чинка Устюрта, поднимающегося на высоту до 200 метров. О сложности этой части маршрута говорит тот факт, что прохождение три года назад испытательной группой журнала "Мото" по берегам Аральского моря было зарегистрировано "Книгой рекордов Гиннесса".

Видим заросли камыша, но это еще не Арал, уровень которого упал на 14 метров и вода ушла на сто сорок километров, а наполненное сточными водами с полей озеро Судочье. На берегу виднеются развалины Урги, рыбачьего поселка русских староверов. Еще через сто километров среди монотонной равнины стоит поселок Комсомольск-на-Устюрте. Здесь приходится задержаться, чтобы использовать последнюю возможность заправиться бензином. Государственной бензоколонки уже нет и приходится покупать горючее втридорога с рук.

По сравнению с первой частью нашего путешествия, ехать по высокому чинку - одно удовольствие. Пухляка и песка нет совсем и дневной пробег без напряжения переваливает за 150 километров. Все время открываются величественные виды сначала на дно высохшего моря, а потом, за мысом Актумсык, на водную поверхность. Цвет ее полностью оправдывает древнее название Арала: "Море Синее"...

Прямо от развалин КПП и сломанного шлагбаума уходят круто вниз выцветшие шершавые бетонные плиты. Это спуск к заброшенной военной базе, охранявшей в прошлом два полигона, святая святых военных - бактериологичесий на острове Возрождения и химический в степи Устюрта. Сейчас же мы спускаемся, чтобы хорошо провести время на берегу теплого и соленого Аральского моря.

Мало кому из современников удается увидеть это море: вода ушла от городов Муйнак и Аральск, а также от всех до единого поселков и аулов (в начале века их насчитывалось более двадцати!). Полностью прекратилось судоходство и рыбный промысел, впрочем и ловить-то некого: из-за возросшей солености воды погибли все 28 видов рыб, водившихся ранее в море. Здравствует только завезенная недавно камбала...



ПРИКЛЮЧЕНИЯ "ПОД ЗАНАВЕС"

Вскоре наступает момент прощания с Аралом и встреча с песками. Опять появляется необходимость ориентироваться и проходить на скорости занесенные песком участки. Неподалеку, в заливе Тще-бас, расположено последнее кладбище аральской флотилии. Так, в 300-летнюю годовщину российского флота закончилась история флота аральского, тоже когда-то ходившего под нашим флагом.

Главной неприятностью для нас является не раз'езд групп, не возможность заблудиться и даже не пески, а то, что неумолимо кончается бензин: баки после 500 километров почти пустые. В Куланды, первом на казахской территории поселке, где мы рассчитывали пополнить запасы горючего (и даже везли на этот случай спирт), не оказывается ни капли бензина. Прекратились регулярные связи с другими аулами, закрыты почта и магазины. До Бегимбета, где по словам местных можно достать горючее, еще около 200 километров и становится совершенно ясно, что не дотянем. Спасает нас газовый конденсат - жидкость, сопутствующая выходящему из скважин газу, с октановым числом 55-70. Моторы дымят, гремят и, из-за сильного перегрева, требуют частых остановок.

Пески становятся все сыпучее, дороги идут не тем курсом, каким хочется нам, кончаются бензин и провизия, словом приаральская пустыня не хочет нас выпускать. Наконец, после зимника Кан попадаем на более наезженную трассу, идущую вдоль газопровода Бухара-Урал. Здесь у нас последняя совместная ночевка, ведь "Караван" подошел к концу и вот-вот начнутся дороги общего пользования. Впрочем, теперь каждому из нас, прошедшим Мангышлак и Устюрт, все нипочем и мы приближаемся к дому, далекому и теперь такому близкому...

* * *

ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ

Бывшие азиатские республики СССР пока еще для российских мототуристов более доступны, чем страны Европы и Африки. Маршруты по этим местам одинаково интересны, как любителям крутого бездорожья, так и знатокам и ценителям древности, и генералам асфальтовых дорог.

МАРШРУТЫ по Средней Азии многообразны. Чтобы попасть сюда из России необходимо пересечь Казахстан по одной из трех почти полностью асфальтированных дорог: М32 (Актюбинск - Кзыл-Орда - Ташкент), М36 (Караганда - Алма-Ата) и в Алма-Атучерез Семипалатинск и Талды-Курган. Есть еще одна асфальтированная трасса - М37, проходящая через Ашхабад, но попасть на нее в Красноводске можно лишь паромом из Баку. Самый короткий путь: Гурьев - Кульсары - Бейнеу - Кунград, представляющий 1000 км бездорожья, за последние годы в районе Кульсаров сильно перемело песками. Остальные дороги, вернее - направления, под стать тем, что описаны в этой статье.

Для нахождения в республиках средней Азии пока не нужны загранпаспорта и визы - достаточно российского паспорта.

БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ПУТЕШЕСТВИЯ - с середины августа по середину октября. В этот период не так жарко (днем – до 25...30 градусов) и базары ломятся от дешевой сельскохозяйственной продукции. Неплохо и весной - в апреле уже тепло, но в пустыне полно змей и ядовитых насекомых и, естественно, нет ни овощей, ни фруктов.

ДЕНЬГИ во всех республиках свои, но на трассах и в крупных населенных пунктах рубли и доллары всегда можно поменять на местную валюту. Однако, самый выгодный курс - в банках крупных городов или в приграничной зоне на российской территории. Так что нелишне часть денег поменять заранее.

В августе 1996 года за 1000 рублей давали: 100 узбекских сомов, 120 казахских тенге и 1000 туркменских манат.

БЕНЗИН во всех республиках есть, но исключительно 76-ой. Купить 93-ий возможно лишь в областных центрах, да и то по качеству он мало чем отличается от московского 76-го. А уж иначе, как экстремистским, туркменский бензин не назовешь: его октановое число вряд ли превышает 70 единиц. Зато он самый дешевый - в рублях не дороже 1000. В других республиках цены повыше, они колеблются от 1100 до 2000 рублей за литр. Масло достать сложно, на базах им торгуют в разлив, предлагая на ощупь и цвет убедиться, какое оно хорошее.

ПИТАНИЕ - во власти путешествующих. Общепит везде ушел в придания, однако на трассах можно встретить частные чайханы. Качество традиционных восточных блюд и обслуживание в них на высоте, а цены очень умеренные, причем часто берут рублями. Фруктами торгуют везде и они, употребленные с хлебом, могут прекрасно заменить обед. Магазины в большинстве мест тоже ушли в прошлое, теперь все покупается на базарах. Ассортмент импортных вещей и продуктов, а так же цены на них примерно такие же, как на российских торговых развалах.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ - полностью в руках путешествующего. Границы закрыты для ввоза российских машин и мотоциклов, население доезживает купленный ранее транспорт и запчасти. В крупных населенных пунктах можно найти автохозяйство, но единственным инструментом там может оказаться электросварка, к тому же без электродов. Поэтому берите побольше запчастей и, особенно, покрышку - в крайнем случае все это можно будет поменять на требуемую вещь.

НОЧЛЕГ в пустыне не вызывает никаких сложностей, следует лишь оберегаться змей и другой ядовитой живности. А вот в населенной местности это - большая проблема. Назойливое любопытство и чрезмерное гостеприимство обременительны. Если нет возможности уехать в более пустынные места, старайтесь ставить палатки как можно позже, перед самой темнотой. Неплохо найти место заранее, затем немного покататься по окрестностям и вернуться уже в темноте. Но все равно утром вы окажетесь окруженными толпой любопытных и детей.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ с местными жителями стройте исключительно на уважении и миролюбии. В подавляющем большинстве это простые работящие люди, не имеющие дурных помыслов. Уважайте ислам и не предлагайте новым знакомым выпить водки, но и не отказывайтесь очень категорично от их угощений. Избегайте появляться в аулах под вечер, не общайтесь с пьяными, вежливо отклоняйте приглашения пройти в дом. Остановившись в селении у базара, старайтесь не задерживаться и обязательно оставьте одного дежурного у мотоциклов.

* * *

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЙДЕ "КАРАВАН"

Время проведения: с 1 по 31 августа 1996 года.

Участники: на мотоциклах - 18 человек, автомобилях - 5.

Маршрут: по России через 7 областей, Казахстану - 5 областей, Узбекистану, Туркмении; общая протяженность (для московской группы) - 6831 км, в том числе 1664 по полному бездорожью.

Категорийные участки по бездорожью (км): Искине - Косчагыл (149); Сарыкамыс - Бейнеу (205); Сенек - Казакдегиш (514); Кунград - Бегимбет (836).

Особенности рейда: первопрохождение на мотоциклах по шелковому пути через плато Устюрт и вдоль западного берега Аральского моря, профессиональная фото- и видеос'емка, испытания новых моделей мотоциклов "Урал", "ИЖ", "Днепр", испытания присадок к топливу и маслам, средств очистки воды, системы спутниковой навигации "Garmin".

* * *

Если вас заинтересовал рассказ о рейде "Караван", предлагаем провести еще три часа вместе с его участниками. Осуществить такое путешествие можно с помощью видеокассеты, отснятой профессиональным оператором. По вопросам приобретения пишите по адресу: 107082, Москва, Бакунинская ул. 72, "Мото" с пометкой "Караван".



*Примечание. Все сведения относятся в 1996 году.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
MadMax.kz
Сусанин
цитировать



Зарегистрирован: 19.04.2008
Сообщения: 962
Откуда: Дикий Запад Казахстана
Марка мото:
временно пешеход...

СообщениеДобавлено: 5, 5, 2008, 1:51    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой















Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
MadMax.kz
Сусанин
цитировать



Зарегистрирован: 19.04.2008
Сообщения: 962
Откуда: Дикий Запад Казахстана
Марка мото:
временно пешеход...

СообщениеДобавлено: 5, 5, 2008, 1:55    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой
















_________________
...Где еду, там и дорога...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
MadMax.kz
Сусанин
цитировать



Зарегистрирован: 19.04.2008
Сообщения: 962
Откуда: Дикий Запад Казахстана
Марка мото:
временно пешеход...

СообщениеДобавлено: 5, 5, 2008, 1:59    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой
















_________________
...Где еду, там и дорога...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
MadMax.kz
Сусанин
цитировать



Зарегистрирован: 19.04.2008
Сообщения: 962
Откуда: Дикий Запад Казахстана
Марка мото:
временно пешеход...

СообщениеДобавлено: 5, 5, 2008, 2:03    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



















Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Live2Ride.KZ -> Мототуризм Часовой пояс: GMT + 6
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах



Реклама: Жилая недвижимость от застройщика BI Group